1. НАЗНАЧЕНИЕ ИЗДЕЛИЯ

1.1. Гидроруль У245006 (рис. 1) предназначен для устано­вки в гидросистемах рулевого управления самоходных ко­лесных строительно-дорожных машин, производящих пово­рот как за счет поворота колес, так и за счет шарнирной ра­мы, и имеющих максимальную скорость передвижения до 50 км/час.

1.2. Гидроруль осуществляет нормированную подачу ра­бочей жидкости к исполнительным поворотным гидроцилинд­рам, причем подача пропорциональна углу поворота вала гидроруля.

1.3. Гидрорули выпускаются в следующих климатических исполнениях:

  • умеренном — У;
  • холодном — ХЛ;
  • тропическом — Т;

Рис. 1. Механизм рулевой гидравлический

категория — I по ГОСТ 15150-69.

1.4. Диапазон температуры окружающей среды для гидро­рулей ограничивается:

  • для районов с умеренным климатом: от минус 40 до + 40°С;
  • для районов с холодным климатом: от минус 60 до + 40°С;
  • для районов с тропическим климатом: от минус 10 до +45°С.

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

2.1 Гидрорули У245006 изготовляются четырех основных исполнений для работы с индивидуальным насосом и трех дополнительных исполнений для работы в комплекте с усилителем потока и приоритетным клапаном.

2.2 Технические характеристики гидроруля У245006 приведены в табл. 2

2.3 Габаритные и присоединительные размеры гидроруля должны соответствовать указанным на рис. 2 и в табл. 1.

Таблица 1.

Обозначение по чертежу L, мм L1, мм Применяемость
У245006-000 228 278 У245006…
У245006-000-01 206 256
У245006-000-02 195 245
У245006-000-03 189,5 239,5 У245007…
У245006-000-00.01 228 278
У245006-000-01.01 206 256
У245006-000-02.01 195 245

Рис. 2. Габаритные и присоединительные размеры гидрорулей


3. ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГИДРОРУЛЯ У245006

Таблица 2.

Наименование параметра, единица измерения Предельное отклонение Значение параметра
Исполнение гидроруля
00; 00.01 01; 01.01 02; 02.01 03
Номинальный подаваемый объем, см3 +-10% 1000 500 250 125
Изменение подаваемого объема, % 10
Максимальное давление, МПа -5% 16
Максимальное давление на сливе, не более, Мпа 16
Номинальный расход, л/мин -10% 80 40 20 10
Номинальный расход, л/мин 100 50 25 12,5
Допустимый расход в подводе «Н», л/мин -10% 100 50 50 50
Люфт под нагрузкой, 25% от максимальной, не более, град
25
Момент на валу гидроруля, не более, Н*м
10
Номинальная климатическая вязкость, мм2/сек
30
Диапазон кинематической вязкости рабочей жидкости, мм2/сек
10-1000
Диапазон температур рабочей жидкости, °С +-2% -45 … +75
Тонкость фильтрации, не грубее, мкм +-2% 25
Масса конструкции(без рабочей жидкости), кг +-0,5% 12 10,8 10,1 9,8
Габаритные размеры, мм 103*103*278 103*103*256 103*103*245 103*103*239,5

4. УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП РАБОТЫ

На рис. 3 представлен гидроруль У245006.

Гидроруль состоит из трех элементов: распределительного блока, планетарного редуктора и гидромотора обратной связи.

Распределительный блок состоит из корпуса 4, золотника 5, вала 8, закрепленного на подшипнике 9. В центральном отве­рстии золотника 5 находится втулка 13. Втулка имеет воз­можность, проворачиваться без осевого перемещения относительно золотника.

В нижней части втулки имеются эвольвентные шлицы, в верхней — два направляющих паза, в которые входит палец 14, соединяющий вал со втулкой. Между валом и втулкой установлена пружина 15 нульустановителя установки зо­лотника в исходное положение.

Планетарный редуктор с передаточным отношением i=15,5 состоит из коронной шестерни 16, сателлита 17 с подшипником 18, закрепленного на эксцентриковом валу 23 гидромотора.

Распределительный блок соединен с планетарным редуктором­ карданом 19, зубчатые венцы которого одной сторо­ной входят в зацепление с втулкой 13, а другой — с сателли­том 17.

Рис. 3. Механизм рулевой гидравлический У245006

Гидромотор обратной связи состоит из корпуса 20, цент­ральной шестерни 21, трех периферийных шестерен 22, уста­новленных на валиках 24.

Центральная шестерня конусным штифтом 34 связана с эксцентриковым валом 23 гидромотора.

В верхней 25 и нижней 26 крышках гидромотора размеще­ны подшипники 27 и игольчатые подшипники 28 и 29. Бан­даж 31 обеспечивает герметичность гидромотора. Три штиф­та 30 обеспечивают сборку и центрирование гидромотора.

Все три элемента стягиваются шестью болтами 32.

Исполнения гидроруля 00, 01, 02 и 03 отличаются только высотой корпуса гидромотора, и углом наклона фасок золот­ника.

Подключение гидроруля основного исполнения к гидро­системе рулевого управления осуществляется посредством 4-х резьбовых отверстий на корпусе распределительного блока гидроруля: Н—напор, СЛ—слив, Л и П — соответственно ле­вая и правая рабочие полости исполнительного гидроцилинд­ра. Гидравлическая схема гидроруля и соответственно конст­руктивная схема распределительного блока представлены на рис. 4 — для У245006 основных исполнений и рис. 5 для У245006 дополнительных исполнений.

Гидрорули дополнительных исполнений 00.01, 01.01 и 02.01 предназначенные для работы с усилителем потока и приори­тетным клапаном, отличаются от гидрорулей основного ис­полнения 00, 01, 02 и 03 для работы с насосом конструкцией золотника, наличием в распределительном блоке дополнитель­ного пятого отверстия V (управление) и наличием дросселя малого сечения, соединяющего отверстия У и Н гидроруля.

В среднем положении золотника рабочая жидкость, пода­ваемая насосом питания в подвод Н гидроруля, поступает по каналам распределительного блока на слив в бак. Все осталь­ные каналы заперты.

Работа гидроруля основного исполнения осуществляется следующим образом.

Рис. 4 Конструктивная схема распределительного блока гидроруля У245006 основного исполнения.

Рис. 5 Конструктивная схема распределительного блока гидроруля У245006 дополнительного исполнения

При повороте вала 8 гидроруля в одну из сторон, золот­ник 5 под воздействием пальца 14 на направляющие пазы втулки 13 смещается в осевом направлении плавно перекры­вая (дросселируя) своими кромками канал распределитель­ного блока, соединяющий отверстия Н и СЛ. При этом повы­шается рабочее давление в системе и открываются соответст­вующие каналы, соединяющие напорную гидролинию через гидромотор обратной связи с соответствующими отверстиями Л и П, а, соответственно, другое отверстие П или Л соеди­няется с отверстием СЛ. При этом эксцентриковый вал 23 гидромотора потоком жидкости, поступающей в гидромотор и далее в исполнительный гидроцилиндр, приводится во вра­щение и через планетарный редуктор (понижение частоты вращения в 15,5 раза) карданом 19 поворачивает втулку 13 в сторону вращения вала 8 гидроруля, стремясь сместить ее, а следовательно, и золотник, в осевом направлении в исход­ное положение по направляющим пазам втулки.

Величина подаваемого объема рабочей жидкости к гидро­цилиндру поворота за 1 оборот вала гидроруля определится как произведение рабочего объема гидромотора обратной связи и передаточного числа планетарного редуктора.

При остановке вращения вала гидроруля и его удержива­нии происходит осевое смещение золотника в сторону исход­ного положения до момента снижения давления в системе до величины, меньшей внешней нагрузки, и прекращение поворо­та машины. При отпускании рулевого вала, под действием пружины нулеустановителя происходит смещение золотника в исходное положение, полная разгрузка насоса на слив и запирание всех остальных каналов гидроруля.

Гидрорули модификации 125 см3/об, позволяют управлять машиной в аварийном режиме при остановке двигателя за счет мускульной силы оператора. При этом гидромотор об­ратной связи начинает работать в насосном режиме, засасы­вая рабочую жидкость из сливной гидролинии через подпиточные клапаны 6.


5. ТРЕБОВАНИЯ К ГИДРОСИСТЕМЕ.

5.1. Рабочая жидкость

Масло, применяемое в гидросистеме, является не только рабочей жидкостью, но одновременно смазывает и охлаждает детали гидроруля, работающие при высоких скоростях и нагрузках, поэтому рекомендаций по маркам рабочей жидкости, фильтрации масла от механических примесей или попадания воды в него вызывают повышенный износ пар трения и может вывести гидроруль из строя.

Нормальная работа гидроруля гарантируется только при использовании марок рабочей жидкости (таб., 4)

Табл. 3 Рекомендуемые масла и их заменители.

Марка масла

Вязкость при 50 °С, мм2/с

Температура застывания K,(°С)

Температурные пределы применения, K,(°С)

Минимальная температура при запуске, K,(°С)

При длительной работе

При кратковременной работе

Нижний Верхний Нижний Верхний
ВМГЗ 10-11 213 (-60) 238 (-35) 318 (+45) 233 (-40) 338 (+65) 228 (-45)
МГЕ-46В 25 243 (-30) 258 (-15) 318 (+45) 253 (-20) 338 (+65) 248 (-25)

Рабочие жидкости, не рекомендованные паспортом по эксплуатации, могут применятся только после официального подтверждения их пригодности предприятием – изготовителем гидроруля.

Применение других марок рабочих жидкостей и смеси масла не допускаются.

Рабочая жидкость заменяется периодически после предварительного прогрева на рабочих режимах до установившейся температуры:

  • при использовании фильтров с тонкостью очистки 40 мкм первый раз при ТО №1 машины, но не позже, чем через 100 часов работы с начала эксплуатации.
  • при использовании фильтров с тонкостью очистки 25 мкм первый раз при ТО №2 машины, но не позже, чем через 500 часов работы с начала эксплуатации;
  • последующая периодичность замены жидкости через каждые 3500 – 4000 часов, но не реже одного раза в два года при всесезонном применении гидравлических масел ВМЗГ и МГЕ-46В, имеющих антикислотную, антипенную, антиизносную другие присадки, улучшающие эксплуатационные свойства масел, при эксплуатации в средней полосе СССР необходимо соблюдать сезонность применения рабочих жидкостей;
  • при использовании рекомендуемых заменителей основных сортов масел, не содержащих присадки, сроки их замены уменьшаются в два раза.
  • Рабочая жидкость должна хранится в чистой опломбированной таре и иметь документы о ее соответствии стандарту или техническим условиям.
Перед заменой масла гидросистема должна быть промыта. Заливать масло в систему необходимо с помощью заправочных установок через фильтры с тонкостью очистки 25 мкм или через два слоя батиста.

5.2. Фильтрация.

Требования к тонкости очистки рабочей жидкости приведены в табл. 2.

После ввода гидросистемы в эксплуатацию, необходимо через 8-10 часов работы заменить фильтроэлемент (в дальнейшем замену фильтроэлемента производить в соответствии с его инструкцией по эксплуатации).

5.3. Гидросистема.

В гидросистеме необходимо предусмотреть контроль температуры рабочей жидкости в баке и давления в напорной линии

Перед установкой гидроруля необходимо промыть гидросистему с помощью технологического насоса и фильтра с тонкостью фильтрации 25 мкм.

При монтаже необходимо обеспечить свободный доступ к отверстиям для подсоединения трубопроводов.

Магистральные трубопроводы должны изготавливаться из стальных цельнотянутых труб по ГОСТ 8733-74 или ГОСТ 8734-75.

Перед монтажом трубопроводы должны быть протравлены, нейтрализованы, тщательно очищены и промыты потоком рабочей жидкости со скоростью 4-6 м/сек в течение 30 мин.

Чистота трубопровода проверяется путем протягивания тампона через трубу (тампон должен быть чистым)

После очистки каждый трубопровод проверить на герметичность статическим давлением рабочей жидкости, равным 1,5 Pмах (Pмах – максимальное давление) в течение 5 мин.

Отверстия трубопроводов после проверки должны закрываться технологическими пробками.

Трубопроводы длиной более 1 м. должны иметь промежуточное крепление к машине, обеспечивающее жесткость и гашение вибраций.

Крепление не должно препятствовать температурным деформациям трубопровода.

Запрещается монтировать трубопроводы с натяжением.

Овальность напорных трубопроводов не более 8%

Предохранительный клапан гидросистемы настраиваться на давление, которое при перепуске полного потока жидкости должно быть не выше максимального значения, указанного в табл. 2 настоящего паспорта.


Возврат к списку