Определение «ГИДРОРУЛЬ»

Гидроруль (синоним - механизм рулевой гидравлический) это такой гидравлический агрегат, входящий в качестве элемента в состав рулевой гидравлической системы, имеющий вал, соединенный с рулевым колесом, который в зависимости от угла поворота этого вала дифференцировано изменяет подачу гидравлической жидкости от насоса рулевой системы в исполнительное устройство поворота колес.

В простейшем случае рулевая система с использованием гидроруля состоит из нагнетающего гидронасоса, гидроруля и исполнительного устройства - гидроцилиндра. (Примеры использования гидрорулей в приведенной схеме - У245006, У245009, ОКР4.) Для фильтрации гидравлической жидкости используется фильтр. Для соединения гидравлических агрегатов используются шланги - рукава высокого давления (РВД).

Современные условия продиктовали необходимость совершенствования гидрорулей. Так, появились гидрорули (например, модель ОКР6), а также специальные приоритетные клапаны (например, модель ОКП1) (клапаны приоритетные также являются гидравлическими агрегатами рулевой системы и могут быть включены в её состав), которые при совместной работе достигают дополнительного эффекта - экономии мощности машины, затрачиваемой на работу рулевой системы. Иногда функционально приоритетный клапан внедряется конструктивно в гидроруль (например, гидроруль модели ОКР3). Приоритетное исполнение гидрорулей применяется в основном для тяжелых машин грузоподъемностью от 3-х тонн.

Принципиальное отличие гидроруля от гидроусилителя

Главным недостатком рулевой системы, спроектированной с использованием гидроруля, является отсутствие механической обратной связи с исполнительным устройством. Единственным связующим звеном между гидрорулем и другими агрегатами рулевой системы являются гибкие шланги - РВД, при разрыве которого (а подобное событие вполне вероятно) происходит полный выход из строя рулевой системы, что не допустимо при движении техники по дорогам общего назначения. Движущаяся неуправляемая тяжелая машина, например, вниз по склону или по инерции, может причинить непоправимые разрушения. Подобного дефекта лишены гидроусилители, где имеется прямая механическая связь между валом рулевого колеса и колесами.

Гидроусилители, хотя и имеют бoльшие габариты, вес, являются более металлоемкими и, как следствие, дорогостоящими, все же имеют большую надежность по сравнению с гидрорулями. Именно поэтому рулевая система, построенная с использованием гидрорулей, не применяется в автомобилестроении.

Идентификация

Все гидрорули (и клапаны приоритетные) производства ЗАО «Стройгидравлика», являясь сложными прецизионными гидравлическими агрегатами в соответствии с общепринятой мировой практикой как правило снабжаются индивидуальными паспортами (или паспортом на партию) и имеют табличку с указанием модели гидроруля и индивидуального заводского номера. Паспорт содержит техническую информацию по устройству гидроруля, указания по монтажу и эксплуатации, гарантийные условия.

Область применения

1. Гидроруль предназначен для установки в гидросистемах рулевого управления самоходных колесных строительных и дорожных машин (в дальнейшем - СДМ), и тракторов имеющих скорость движения не более 50 км/час, к которым относятся:

  • автогрейдеры (примеры - ДЗ-122, г. Орел; ДЗ-180, г. Брянск; ДЗ-98, г. Челябинск);
  • погрузчики фронтальные одноковшовые (примеры: легкие - ТО-30, ПК-22-02, ПК-27-02, г. Орел; ТО-18, ТО-28 и пр. модификации, г. Минск; тяжелые - ТО-40, Б-160, г. Челябинск - ЗАО «ЧСДМ»; МоАЗ-40484, г. Могилев);
  • экскаваторы колесные (примеры - ЭО-3323, ЕК-12, ЕК-14 и пр. модификации, г. Тверь, ЭО-4321, г. Киев);
  • скреперы (МоАЗ-6014, г. Могилев);
  • дорожные катки (примеры - ДУ-47, ДУ-54 и пр. модификации, г. Рыбинск);
  • тракторы МТЗ-82 (г. Минск), ВТЗ (г. Владимир), К-744 (ПТЗ) и др.

2. Гидрорули различных моделей, изготавливаемых на заводе ЗАО «Стройгидравлика», г. Одесса: У245006, У245009, ОКР6 в комплекте с клапаном приоритетным ОКП1, а также иные модели других заводов - имеют принципиально одинаковое назначение, поэтому взаимозаменяемы и могут быть использованы на вышеуказанной технике и других СДМ; - отличаются друг относительно друга внутренним устройством, наличием дополнительных функций, габаритными и посадочными размерами; - в зависимости от грузоподъемности СДМ могут быть выполнены в различных типоразмерах:

  • от 80 см3 до 1000 см3 - для всех гидрорулей, кроме ОКР6 в комплекте с клапаном приоритетным ОКП1 - предназначены для установки на легкие и средние СДМ;
  • от 1250 см3 до 2000 см3 - для гидрорулей ОКР6 с клапаном приоритетным ОКП1 (изделие, состоящее из 2-х элементов) - предназначено для установки в основном на тяжелые машины - скреперы, погрузчики МоАЗ и ЧСДМ, К-744 и погрузчики на базе него.

3. Не существует однозначного определения применяемости определенной модели гидроруля для конкретной модели колесной самоходной машины.

Разные модели гидрорулей, отличаются внутренним устройством, технологией производства и, как результат, выходными параметрами, которые определяют эргономику функционирования гидросистемы на машине. Таким образом, на одну и ту же машину можно установить гидроруль типа «Е» (снят с производства в 2006 г., производства ОАО «Елецгидроагрегат», РФ), У245009, ОКР3, ОКР4 (ЗАО «Стройгидравлика», Украина), Д00 (Беларусь), и другие аналоги производства заводов «Данфос», (Дания), «Лифам», «1-я пятилетка» (Сербия) и др.

Так, например, в 80-е - 90-е годы, завод «Погрузчик» применял гидрорули У245006/02 (250 см3), затем перешел на использование более современной модели У245009/250, при этом одновременно используя гидрорули болгарского производства ХУ-245, гидрорули производства ГДР «Орста» и др. В период создания рыночных отношений завод «Погрузчик» применял в основном гидрорули «Е». В настоящее время, в связи с ликвидацией производства гидрорулей на ОАО «Елецгидроагрегат», ЗАО «Орел-Погрузчик» может применять в качестве основной модели любой из вариантов гидрорулей - У245009, ОКР3, ОКР4.

В качестве другого примера, можно привести завод МоАЗ, производящий скреперы, тяжелые погрузчики. В настоящее время этот завод применяет устаревшую модель рулевой системы У245007 (гидроруль + клапан приоритетный + усилитель потока). В середине 90-х завод МоАЗ использовал г/рули ОКР6 + клапан приоритетный, позже пытался создать собственное производство новой модели, аналогичной модели ОКР6 + ОКП1, однако серийное производство на МоАЗе не было налажено.

Гидрорули ОКР6+ОКП1 также поставляются на ЗАО «ПТЗ» дочернее общество ОА «Кировский з-д», где они применяются на тракторах К-744, колесных фронтальных погрузчиках ПК-6 и колесных бульдозерах БКУ-01. Указанная модель гидроруля применяется также на фронтальных погрузчиках ULT-220 (завод ИМК «14 октобар», Сербия).

Выводы:

  • Гидрорули (моделей У245006, У245009, ОКР3, ОКР4, ОКР6 с клапаном приоритетным ОКП1) являются составной частью рулевых систем машин строительного и дорожного назначения.
  • Большинство моделей гидрорулей взаимозаменяемы, независимо от производителя этих рулей, зачастую имеют универсальный посадочный размер, применяемость их универсальна и определена в основном производительностью (типоразмером) гидроруля.

Возврат к списку